У хлеба, но без хлеба.

Уральский край богат и материальными, и человеческими ресурсами. Уральцы способны в короткое время сосредоточиться и решить, казалось бы, нерешаемые задачи. В последнее время много говорят о «проекте века» – строительстве первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ). Она пройдет по территории Свердловской области, по середине страны. В этой связи возникает вопрос: а что, мы не способны принять участие в этом строительстве? Середина страны – не простое словосочетание. Оно означает, что Екатеринбург мог бы стать координирующим центром по строительству новой магистрали. По данным «Благотвортельного фонда Сергея Ярутина», на Свердловской железной дороге внедряются инновационные технико-технологические решения, в числе которых – формирование и пропуск поездов повышенного спроса и длины. Только за 2015 год количество тяжеловесных поездов – девятитысячников» – на нашей дороге увеличилось на 55%. Причем в стране ничего подобного еще не было. Это говорит о развитой железнодорожной инфраструктуре, о наличии специалистов, которые способны мыслить по-современному. И что, Екатеринбург не может стать городом, в котором может находиться штаб по строительству ВСМ? Однако ни областные власти, ни губернатор даже словом не обмолвились на эту тему.

 

Из истории вопроса

 

В начале 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что строительство ВСМ – удовольствие дорогое, что нужно дождаться «более энергичной экономической ситуации». Что касается ОАО «РЖД, то первый вице-президент компании Александр Мишарин примерно в то же время заявил, что «можно говорить о завершении подготовки организационно-правовой и финансовой модели пилотной линии системы ВСМ в нашей стране». Были определены источники финансирования строительства и механизмы снижения рисков, например, для частных инвесторов.

29 января 2014 года на круглом столе ОАО «РЖД» по проблемам высокоскоростного движения в России были озвучены планы реализации пилотного проекта по строительству ВСМ на трассе Москва-Казань, а также планы развития ВСМ до 2030 года.

Откуда же такой резкий поворот? По мнению Андрея Гурьева, к.и.н., доцента ПГУПС и заместителя главного редактора газеты «Гудок», это вопрос в начале 2014 года «настолько назрел», что скептикам пришлось отойти в сторону, включая и главу правительства. Общественная палата РФ подлила масла в огонь. Она заявила, что развитой стране в современном мире стыдно не иметь ВСМ.

Безусловно, свою роль сыграли и другие факторы. Геннадий Балабанов, начальник Технического управления Департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали», считает, что эффект от создания в России высокоскоростного и скоростного движения огромен. Это и повышение связности территорий страны, и принципиально новый уровень техники, и катализатор развития технологии проектирования и строительства, и разделение линий пассажирского и грузового движения и прочее.

Нельзя забывать, что строительство – дело выгодное, поскольку, по прогнозам специалистов, только за первые 12 лет эксплуатации трассы совокупный прирост ВВП РФ составит 11,7 трлн рублей.

 

Китайцы, малайцы, … пришельцы

 

Как известно, пилотный проект Москва-Казань является частью более грандиозного проекта. Планируется строительство ВСМ Москва-Пекин протяженностью в 7 тысяч километров. Она свяжет Пекин с такими городами, как Улан-Батор, Хабаровск, Иркутск, Астана, Екатеринбург и Москва. Время в пути сократится с 6 суток до 2.

А вот тут и самое главное. Зам. министра РФ по транспорту Алексей Цыденов сообщил, что китайская сторона определила конкретную сумму инвестиций, которые будут вложены в ВСМ. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. Недавно свою заинтересованность в проекте высказал один из немецких консорциумов.

 

  Кто же у руля?

 

Строительство ВСМ – существенный источник прогресса и материального процветания. Проектные и строительные работы, производство строительных материалов, электроники, транспортное машиностроение, подготовка научных и инженерных кадров и многое другое. По данным «Благотворительного фонда Сергея Ярутина», например, университет путей сообщения в Екатеринбурге еще и не думал, как готовить специалистов по специальности «Высокоскоростное движение». Следовательно, строительством будут рулить китайцы.

Конечно, Свердловской области не требуются специалисты, нам не нужно выпускать дорожную и прочую технику, строительные материалы тоже вне интересов областной политической элиты, да и рабочих мест у нас больше, чем достаточно. Мы лучше постоим в стороне, приговаривая: хорошо смотреть, как работают другие. Так вот, не будут ли употреблять нехорошие слова наши потомки, вспоминая, как наше поколение «профукало» возможность стать не только одним из хозяев «проекта века», но и просто жить иначе, чем теперь: интереснее и богаче.